Аэродинамические характеристики. самолетов в вихревом следе

8.1. Постановка задача

Рассматривается движение летательного аппарата заданной полет­ной конфигурации в возмущенном воздушном потоке W с дозвуковой скоростью Vk на произвольной высоте H (рис. 8.1).

image166

Вводятся следующие системы координат: связанная с самолетом О xyz, скоростная 0xayaza и земная 0xgygzg.

Среда, в которой движется ЛА, рассматривается как идеальная несжимаемая жидкость, поверхности ЛА предполагаются непроницае­мыми. Течение является потенциальным всюду вне ЛА и его вихревого следа. Вихревой след представляет собой тонкую вихревую пелену, т. е. поверхность, на которой имеется разрыв касательной составляю­щей поля скоростей. Линии отрыва потока заданы на острых кромках поверхностей ЛА.

Задача сводится к отысканию потенциального поля скоростей W (M, t) = grad U (M, t) и поля давлений p (M, t), определенных всюду вне поверхности крыла oi и поверхности 02, моделирующей вихревой след. Поверхность вихревого следа 02 является подвижной, закон ее движения заранее неизвестен. Здесь М(x, y, z) — точки пространства, t — время. При расчете потенциальных течений идеальной несжимае­
мой жидкости условие несжимаемости равносильно требованию гармо­ничности потенциала поля скоростей

AU (Mt) = 0 (8.1)

во всех точках пространства вне поверхностей ai и a2, а для удо­влетворения уравнения импульса достаточно потребовать выполнения условия Коши-Лагранжа

Подпись: (8.2)P = P^_ WL _ dU

р р 2 dt

где РЖ — давление жидкости на бесконечности, р —плотность жидко­сти.

Подпись: ди± дп Подпись: 0, M Є a1 Подпись: (8.3)

На поверхностях ЛА выполняется условие непротекания

где n — орт нормали к поверхности ai в точке M. На вихревой пелене в каждый момент времени t выполняется условие отсутствия перепада давления

Аэродинамические характеристики. самолетов в вихревом следе

p+(M, t)= p-(M, t). (8.4)

Таким образом, постановка данной задачи отличается от постановки аналогичных задач в этой книге тем, что движение самолета рассмат­ривается в возмущенном воздушном потоке, причем эти возмущения могут быть созданы как другим самолетом, так и различными объек­тами, в том числе рельефом местности.